Подсчет звонков: волнения социологических компаний
В 2025 году вступил в силу новый закон о связи, призванный бороться с телефонным мошенничеством и уменьшить объем спам-звонков. Однако выполнение его требований вызывает серьезные последствия для легального бизнеса, особенно в сфере социологии. Обязательная маркировка телефонных звонков и другие ограничения ставят под угрозу существование важного инструмента — телефонных опросов.
Изменения в законах: что нужно знать?
Согласно федеральному закону №41-ФЗ, который действует с июня 2025 года, теперь обязательным становится получение явного согласия абонентов на массовые и автоматические звонки. Это означает, что социологические компании, которые активно используют телефонные опросы для изучения общественного мнения, столкнутся с необходимостью значительных финансовых инвестиций для соответствия новым требованиям.
- Обязанность заключения договора с оператором связи для инициаторов массовых звонков.
- Введена возможность отказаться от получаемых массовых звонков, обратившись к своему оператору связи.
Председатель Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89» Екатерина Марочкина отмечает, что обязательная маркировка звонков и увеличение расходов на услуги операторов могут поднять стоимость телефонных опросов в 20-50 раз. Без быстрого реагирования властей на эти изменения, в отрасли может произойти резкое сокращение рабочих мест и налоговых поступлений.
Реакция ассоциаций на закон и пути решения
В ответ на опасения, Ассоциация исследовательских компаний выдвинула предложения о том, как облегчить ситуацию. В числе предложенных мер: установление моратория на закон до 2026 года, создание специального правового статуса для социологических организаций и привлечение экспертов отрасли для доработки законов. Все это направлено на то, чтобы сохранить устойчивость рынка и обеспечить возможность для дальнейшего изучения общественного мнения.
Сходные ситуации наблюдаются и в других странах, где регулирующие органы сталкиваются с потребностью защиты персональных данных. Например, Великая Британия и Германия смогли адаптироваться к новым условиям, создавая модели, ориентированные на цифровую идентификацию респондентов.
Российская ситуация уникальна, и быстрое решение проблем требует активного участия как исследователей, так и законодательства. В противном случае может произойти полное прекращение работы интервьюеров и социологических компаний, что негативно скажется на качестве анализа общественного мнения и уровне ответов на ключевые вопросы.