В 1957 году Институт биофизики заложил основы уникальной программы, целью которой было исследование воздействия ионизирующего излучения на живые организмы в условиях ядерных испытаний. Команды ученых, сосредотачиваясь на последствиях ядерных взрывов, регулярно выезжали на Семипалатинский полигон, где проходили секретные испытания. В народе это место получило название Лимония, а для сотрудников института оно стало не просто рабочим местом, но настоящим испытанием на прочность.
Экспедиция на полигон
Команды биологов и физиологов отправлялись в экспедиции, о которых нельзя было говорить в открытую. Путешествие в Лимонию было настоящим приключением — регулярные перелеты на самолетах Ли-2 и Ил-12 с сложными маршрутами и множеством пересадок. Часто задержки и неожиданные посадки ставили участников экспедиций в забавные ситуации. Так, например, актер Николай Рыбников попал в курьез — после встречи с пьяным офицером он пропустил свой рейс и остался жаловаться друзьям.
Сухой закон и условия работы
Аэродром, находившийся на границе с самым строгим контролем, имел так называемый «сухой закон». На полигоне алкоголь был под запретом, и если у кого-то находили бутылку, солдаты просто разбивали ее на месте. Тем не менее, опытные сотрудники находили способы обойти этот закон: спирт использовали в работе, и вечерами в гостиницах всегда слышались веселые голоса.
Работа на полигоне требовала высокой физической подготовки: солдаты и ученые, вооруженные дозиметрами и специальной защитной одеждой, сталкивались с неблагоприятными условиями. Моральное и физическое напряжение от работ в таких условиях было значительным. Каждый возвращался с лицами, обгоревшими на солнце, и частыми назначениями на премии за выполнение сложных задач.
Трудности и воспоминания о Лимонии
Сопровождающие изучения животные, использованные в опытах, требовали тщательного ухода. Экспедиции, казалось бы, обретали детский характер с подопечными собакми, но при этом закреплялись за ними серьезные научные цели. Без сомнения, полигон оставлял след в сердцах всех участников. Никакие слова не могли передать всю гамму ощущений — от смешного до опасного, от увлекательного до трагичного.































