Ситуация на автопромышленном рынке России вновь вызывает беспокойство. Госдума обратила внимание на загадочные потоки средств, выделяемых на поддержку АвтоВАЗа. За последние десять лет миллиарды рублей оказались в черной дыре, и теперь становится понятным, почему доступные автомобили остаются лишь мифом.
Дотации и цены: парадокс экономики
Очевидно, что высокие дотации должны были привести к снижению цен на автомобили, вправе удивляться депутаты. Вместо этого, покупка нового Лада по цене, сопоставимой с отдыхом в Сочи, выглядит как плохая шутка. За январь-октябрь 2025 года, согласно данным «АвтоСтата», продажи популярных моделей, таких как Lada Granta и Lada Vesta, упали на 28% и 34% соответственно. Доля АвтоВАЗа на рынке сократилась с 26% до чуть более 20%. Выходит, рынок автомобилей переживает настоящую катастрофу.
Бюджетные вливания и отсутствие прозрачности
В 2025 году объем поддержки автопрома составил 820 миллиардов рублей, причем в 2026 году запланировано почти триллион. Все эти средства, по сути, идут в карман АвтоВАЗа.
- Субсидии на кредиты и лизинг с минимальными процентными ставками.
- Утильсбор, который ставит под удар конкурентов.
Тем не менее, отсутствие каких-либо требований к прозрачности расходов вызывает серьезные вопросы. Непонятно, как так происходит, что при наличии столь щедрой финансовой поддержки эффективность работы в автопроме оставляет желать лучшего.
Почему молчание длилось так долго?
На протяжении многих лет критика в адрес АвтоВАЗа просто игнорировалась. Любые замечания воспринимались как атака на отечественного производителя. В результате образовалась ситуация, когда АвтоВАЗ стал неприкасаемым. Внутри компании царит беспорядок, который порождает множество ненадлежащих схем и закупок.
Теперь, когда накал страстей достиг своего предела, кажется, пришло время пристально посмотреть в пасть этой черной дыры. Если контроль со стороны государственных структур будет реальным, а не формальным, это может означать начало долгожданных перемен для всего российскйо автопрома.





















